Стереотипное мышление: причины, классификация, примеры

Стереотипное мышление: причины, классификация, примеры

Стереотип — стойкое оценочное суждение, возникшее под влиянием собственного или общественного опыта. Стереотипное мышление свойственно как отдельным личностям, так и целым коллективам. Стереотипизацию, распространяющуюся на часть явлений и событий, называют локальной. Когда вся жизнь человека или сообщества подчинена стандартам, можно говорить о глобальном процессе.

Стереотипное мышление: причины

Термин «стереотип» был введен в лексикон в начале прошлого века, однако само явление уходит корнями в глубокую древность. Причинами формирования стереотипных умозаключений ученые считают способность головного мозга к «экономии мышления», а также подчинение правилам, диктуемым обществом. Стоит подробнее остановиться на каждой из них.

Экономность мыслительной деятельности

Если человек со всей остротой ощущений и переживаний будет реагировать на каждое текущее событие или явление, через некоторое время наступит эмоциональное и мыслительное истощение. Стереотипизация выступает в качестве защитной реакции головного мозга от перегрузки. В этом случае при столкновении разума с определенным явлением включаются механизмы памяти. Происходит сравнение текущего события с ранее пережитым, узнавание, построение закономерностей, формирование отношения к нему, влияющего на дальнейшее поведение.

Для облегчения понимания стоит рассмотреть конкретный пример. Человека когда-то покусал ротвейлер. При встрече с собакой той же породы, велика вероятность, что его реакцией станет испуг: после происшествия пострадавшему кажется, что все ротвейлеры злые и могут причинить боль. Ему проще держаться подальше от животного, чем пытаться проанализировать, отличается ли оно по характеру от покусавшего его.

Стереотипы, навязанные социумом

Зачастую еще в детстве человеку внушается стереотипное мышление: определенные понятия, установки, правила поведения, оценочные суждения. Ребенок получает набор шаблонов от родных, учителей, ровесников. Немалую роль в формировании стереотипов играют средства массовой информации.

Подчинение общепринятым понятиям приветствуется обществом, благодаря их наличию легче управлять поведением людей. Общность в суждениях способствует сплоченности группы. Быть как все зачастую удобнее и спокойнее: не требуется самому принимать решение, анализировать, проверять правильность своего умозаключения.

Примеры общепринятых шаблонов:

  • «большие состояния нажиты нечестным путем»;
  • «мужчина обязан зарабатывать деньги, а женщина должна заниматься домом»;
  • «семья не может быть полноценной без детей».

Если желание личности идет в разрез с клише, принятыми в социуме, возникает конфликт между собственными и общественными интересами. Результатом этого может стать смирение в ущерб своей личности или выход за рамки, навязанные обществом.

Значение стереотипизации

blank

Справедливости ради стоит отметить, что не все стереотипы являются иллюзорными. Часть из них обоснована, закономерна, позволяет людям не совершать ошибочных умозаключений и действий. Например, общеизвестно, что мытье фруктов перед едой снижает риск попадания в организм возбудителей инфекций.

Однако восприятие всех происшедших событий с позиции уже случавшихся ранее замедляет формирование личности, мешает возникновению новых понятий, знаний об окружающем мире. Многие люди прикрываются клише от всего прогрессивного, непривычного, неопознанного. Они крайне неохотно воспринимают новое, ведь это угрожает спокойствию, активизирует мыслительные процессы, нарушает внутреннее равновесие.

Бывает, что явление по сути не похоже ни на одно из предыдущих. Человек со стереотипным мышлением вместо того, чтобы проанализировать его, получить новый опыт, пытается подвести событие к уже испытанному. Это приводит к ошибочным умозаключениям, а порой и к серьезным последствиям. Например, увидев на улице вялого человека с шаткой походкой, несвязной речью, многие сразу делают вывод о том, что он пьян. Однако на самом деле это могут быть признаки угрожающих жизни состояний (инсульта, диабетического криза), тогда человек нуждается в незамедлительной помощи.

Отличия стереотипов от предрассудков

В образовании стереотипа ведущим выступает эмоциональное отношение к событию или явлению: вот это — хорошо, приемлемо, а это — плохо, постыдно. Они обычно навязаны нормами социума («если девушка не бреет подмышки, она неряха, ей должно быть стыдно») или возникают на основании собственного опыта («многое, чему учат в школе, в жизни не пригодится»).

Предрассудки отражают искаженные, нелогичные суждения об объектах, не имеющие под собой никаких оснований. Если это касается события или явления, можно говорить о суевериях. Относительно социума предрассудки проявляются необоснованными характеристиками различных групп, представителей. Они лежат в основе расизма, шовинизма, сексизма.

Ряд психологов считают эти понятия идентичными. Однако если часть стереотипов формируется на основании собственного опыта, то предрассудки всегда безосновательны, воспринимаются без рассуждений, на веру. А значит они являются синонимами только тех стереотипов, которые навязываются обществом.

Стереотипное мышление: классификация и борьба с шаблонами

blank

Шаблонные понятия крайне устойчивы. Человеку сложно перестроиться, рассмотреть происходящие события под другим углом. Поддержка окружающих усиливает веру в собственную правоту. По стойкости выделяют поверхностные и глубинные шаблоны. Первые зависят от текущего положения, со временем могут изменяться или исчезать. Вторые более стойки, они формируются длительно, порой веками, их структура практически не меняется.

В зависимости от объекта, на который распространяется стереотип, различают:

  • Этнические. К ним относят автостереотипы, касающиеся собственной нации («мы, русские, любим баню») и гетеростереотипы — шаблоны, характеризующие представителей других народов («все индусы обожают пение и танцы», «британцы не могут без овсянки»);
  • Гендерные. Шаблоны о предназначении, нормах поведения лиц того или иного пола («все мужчины полигамные», «кто в армии не служил, не мужик», «жена должна подчиняться мужу», «женщина за рулем — угроза на дороге»);
  • Социальные («люди с небольшим достатком — неудачники и лентяи», «дружбы между мужчиной и женщиной не бывает»);
  • Профессиональные («сантехники пьют», «продавцы грубые», «все учителя любят детей»);
  • Связанные с внешностью («блондинки — глупые»);
  • Возрастные («старики забывчивы», «плохой характер подростка связан с переходным возрастом»);
  • Установки в восприятии («если стоимость товара выше, то он качественнее») и общении («нельзя показывать свою слабость на людях»).

Существуют и другие варианты стереотипного мышления. Оно универсально, а значит способно охватывать любые сферы человеческой жизни. С позиции стереотипов можно объяснить всякое событие. Для шаблонно мыслящего человека весь мир прост. То есть все объекты и явления узнаваемы, а значит находятся под контролем. Этот эффект стереотипизации приводит к мыслительному топтанию на месте, отсутствию прогресса, критического восприятия действительности.

Для избавления от стереотипного мышления не стоит принимать все на веру. Необходимо сомневаться, анализировать, искать логические обоснования или опровержения шаблонным суждениям, всесторонне оценивать исследуемые объекты. Постепенно человек перестает воспринимать общественное мнение как истину. Его ум становится более гибким, начинает по-другому реагировать на новую информацию, развивается креативное мышление. Это в конечном итоге благотворно сказывается на прогрессивном формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest