Совесть в роли психологической проблемы

Совесть в роли психологической проблемы

Совесть – это умение человека, проявляемое в индивидуальном формировании моральной ответственности, нравственных принципов и осуществлении нравственного самообладания, запросов от своей личности, исполнение этих запросов и оценка совершаемых человеком действий.

Совесть является одной из составляющих этического самопонимания. Обнаруживается одновременно в рациональном понимании нравственного значения производимых действий эмоциональных переживаний, выражаемых чувством вины, «муками» совести. Обобщая всё выше описанное, совесть имеет непосредственную связь с эмоциональным проявлением разума.

Совесть в роли психологической проблемы

Понятие «совесть» относится к области этики, в то же время данное понятие активно изучается другими дисциплинами (философия, психология, социология). Психология проявляет выраженный интерес, поскольку нередко совесть выступает в роли психологической проблемы личности.  

К. Г. Юнг, психиатр из Швейцарии, причислял изучаемое определение «совести» как умение человека оценить действия и помыслы с точки зрения морали. По мнению ученого, данное понятие является осознанным соблюдением этических норм и принципов. Существует неразрывное соединение с самообладанием и самопониманием.

Можно поделить совесть условно на 2 ступени: субъективная (личностные ценности) и объективная (ценности общества). Проявление совести начинается при задевании субъективной ступени. Человек сопоставляет что такое 4хорошо и что такое плохо со своей персоной. При затрагивании объективной стороны совести (например, плохо поступает посторонний человек), личность может злиться, обижаться, возмущаться, но не будет испытывать собственных мук совести.

Возможные варианты выражения совести:

  • сновидения;
  • самоанализ, самопознание;
  • ярко выраженное проявление эмоций и чувств (например, чувство страха, тревоги, нервозность).

Но бывают ситуации, когда человек может и не осознавать проявлений мук совести. Совестливый маячок часто выражается в наших сновидениях, тревожных и беспокойных проявлениях эмоций, выражаться страхом, угрызениями чувства вины.

В психологии совесть имеет определение как качество личности, связанное с осознанием человека морального долга, этических норм и принципов, несение ответственности перед обществом за свои деяния. Совесть присуща только человеку, только обществу. Животные, к примеру, не имеют такого понятия.

Совестливые переживания – это неудовлетворение человека собственной персоной, ощущение вины, оплошности перед другими. Данные переживания представляют собой ответную реакцию на действия, которые противоречат моральным принципам личности.

Исследуемая характеристика является проблемой психологии, если переходит в острое ощущение чувства вины. Угрызения совести снижают самооценку, человек теряет самоуважение к себе, такое положение нередко приводит к развитию депрессивных состояний у личности.

Совесть – это необходимая составляющая души. Если человек находится в состоянии баланса со своими моральными принципами и ценностями, то он полностью удовлетворен своей личностью. Если приходится постоянно переступать через собственные ценности, то человек начинает испытывать страдание и угрызения совести.

Совесть представляет собой начало высоконравственного становления человека, она стимулирует моральном самоконтролю личности, нравственной оценки себя. В то же время строгое соблюдение нравственных устоев и принципов заставляют личность испытывать мучительные угрызения совести, ощущение никчемности. Такое подавляющее отношение совести может приводить к развитию психических заболеваний.

Душевное противоборство желания удовлетворять свои желания и потребности и ограничительное воздействие совестливого стопора являются базисной ступень к развитию различных нервозных состояний у человека.

Методы воспитания совести

blank

Совесть рассматривается как качество морального осознания, инстинкта или эмоции личности. Данное понятие как разграничитель между добром и злом. Она способна распознавать характер и свойства поступков.  Рассматриваемое качество заставляет личность стремиться к истине, творению добра, отворачивает человека от вранья.

Совесть есть природное и необходимое качество индивида, она может сохранять здоровье и продлевать жизнь человека, если ее проявление происходит в адекватной степени.

В общество большим авторитетом пользуются люди с устаканенными моральными принципами и нормами. Такие люди излучают комфорт и надежность, именно поэтому многие предпочитают налаживать с ними отношения (дружеские или деловые). Способность руководствоваться собственными моральными принципами, иметь определенные идеалы и представление о добре и зле придают человеку больше терпимости и уверенности в себе.

В детском возрасте зарождение совести начинается в возрасте шести лет. Ответственность за воспитание у ребенка понятия совесть полностью возлагается на родителей, несмотря на то что у них разные понятия об этом. Нормы морали представляют собой множество запретов, обоснованных и необоснованных (к примеру, что запрещено в странах Европы, считается нормальным в странах Азии).

Родители для детей играют роль своеобразных оценщиков. Главной целью родителей является научить свое чадо различать добро и зло. Для этого необходимо установить грани разумного.

Среди приоритетов в воспитании совести выделяют три основных принципа: выработка нравственного понятия о добре и зле, развитие морального осознание добра и зла, привитие желания поступать хорошо и правильно, формирование адекватной реакции в ответ на неудачный собственный опыт.

У детей необходимо вырабатывать:

  • Умение различать доброе и злое;
  • Структуру моральных принципов, по которым будет действовать ребенок;
  • Ответное действие на пренебрежение личностными нормами;
  • Стремление поступать правильно.

С возрастом люди вырастают из запретов и правил, которые им прививались в детстве. Первый этап, когда начинается несоблюдение этих правил, это пубертатный период. Подросток ощущает себя стесненным в куче ограничений. Второй этап отвержения – юность, когда формируется личностное понимание смысла жизни. Если человек развивается и растет в плане нравственности, то вместо совести появляется осмысленное отношение к своим деяниям.

Ответственность за совершенные действия и поступки возлагается на человека, совершившего свои деяния, перекладывать вину на других у вас не получится. Оправдание тоже не даст человеку избежать ответственности. Важно научиться прорабатывать отрицательные деяния и ликвидировать последствия от них.

Человек без совести. Какой он?

blank

Рассматриваемое понятие совести – это своеобразный способ оценивания деяний с точки зрения нравственности. Сравнение совершенного идет с внутренним положением моральных ценностей. Не имеет смысла, например, взывать к мукам совести компанию молодых людей, слушающих громко музыку; пытаться образумить беспробудного пьяницу. Не представляется возможным пристыдить человека, когда для него разговор не имеет нравственной ценности. Отсюда и вытекает вопрос «что такое совесть?», если в обычной жизни мы мало ощущаем ее присутствие.

Понятие совести разнится от человека к человеку. На формирование собственных моральных ориентиров воздействуют стиль воспитания в семье, психологические особенности индивидуума, окружающее общество, уровень интеллекта, глобальное развитие культуры в обществе. Отсюда следует вывод, что рассматриваемое качество человека представляет собой зеркальное отображение духовных ценностей, принципов и направлений личности.

Несмотря на то, что понятие совести различается, она есть у психически здоровых личностей, но не существует у психически нездоровых . Индивидуумы, у которых есть психическое расстройство личности в виде аморального поведения. Психопаты, как их еще называют, не имеют способности к сопереживанию. То есть для них нет понятия чужих желаний и потребностей. Они не могут читать чужие эмоции. Для таких личностей на первом месте всегда выступают личные интересы и желания.

Психически здоровые люди могут тоже не иметь внутреннего стопора. Данные индивиды выступают в большем количестве случаев зачинщиками агрессии, они не имеют понятия жалости.  Воспринимают себя умнее, сильнее и хитрее окружающих. На первых порах таким личностях везет, они даже пользуются успехом в обществе. Постепенно они утрачивают моральные ценности. Для них становится обыденным обманывать окружающих и своих близких, отказываться от друзей и любви. Перешагнуть через человека – это проще простого. Со временем бессовестный человек начинает терять свое окружение, попадает в небытие.

Вспомните, в школе часто задавали написать сочинение «Что такое совесть?», чтобы выяснить понятие подрастающего поколения об этом качестве и заставить задуматься о применении его в жизни. Социум считается потерянным, если в нем не ценится совесть. Из определения данного понятия следует, что это моральное самосознание личности. На совесть возлагается ответственность за возникновение реакции на противоречивое или соответствующее деяние человека и своих моральных ценностей.

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest