Влияние конкуренции на рыночную экономику

Влияние конкуренции на рыночную экономику

Термин “конкуренция” происходит от 2-х латинских слов: con – вместе и currere – бежать. Некоторые лингвисты склонны считать происхождение этого слова от немецкого «konkurrieren». Современные экономисты под конкуренцией понимают борьбу нескольких компаний за потребительский спрос или рынок сбыта. Победитель обычно получает очевидные преференции в виде увеличения доходов и другие преимущества. Разберемся, насколько велико влияние конкуренции на рыночную экономику.

Не стоит путать однокоренные слова «конкурс» и «конкуренция». Если в первом случае имеется в ввиду состязание, то во втором случае речь идёт именно о борьбе.

Характеристика конкуренции в рыночной экономике

Существует несколько общепринятых понятий роли конкуренции в экономике. Но в основе своей роль конкуренции сводится к ограничению влияния одного производителя на потребительский рынок.

Теоретически конкуренция приводит к следующим результатам:

  • стоимость товара определяется его себестоимостью;
  • количество выпускаемой продукции зависит от общественного спроса на неё;
  • производители вынуждены внедрять механизмы эффективного управления и справедливого распределения прибыли;
  • рост производительности труда;
  • распределение прибыли между всеми участниками процесса производства согласно их вкладу.

В современной экономике существует также такое понятие как интенсивность конкуренции. Этот экономический показатель зависит от следующих факторов:

  • количества производителей товаров одной номенклатуры;
  • спроса на конкретные товары или услуги;
  • себестоимости продукции, его рыночной цены и получаемой производителями прибыли;
  • эффективного маркетинга, в том числе качества и уровня рекламы.

Положительное влияние конкуренции на рыночную экономику

Согласно мнению Адама Смита, ещё в 18 веке впервые описавшего этот процесс, конкуренция оказывает на экономику значительное влияние, приводя в конечном итоге к полному удовлетворению потребительского спроса. Этим шотландским учёным описаны следующие признаки конкуренции:

  1. Она способствует быстрейшему внедрению всех современных научных достижений. К ним следует относить инновационные технологии, новейшие материалы, оптимальные приёмы маркетинга, увеличение качества продукции и производительности труда. Очевидно, что конкуренция способствует развитию науки и техники;
  2. Конкуренция заставляет производителей постоянно анализировать потребности покупателей и немедленно реагировать на изменения спроса. В идеальном случае это приводит к снижению производственных издержек и уменьшению цены на товар;
  3. Конкуренция регулирует норму прибыли на схожие категории товаров во всех производственных сегментах, а также уравнивает заработную плату в конкретной области производства.

Таков далеко не полный перечень экономических показателей, на которые конкуренция влияет положительно.

Негативное влияние конкуренции на экономическую деятельность

blank

Кроме положительного влияния на экономику, многие экономисты считают нужным отметить негативные тенденции, вызываемые конкуренцией в рыночных условиях.

Прежде всего к их числу относят неуверенность производителей в долгосрочных проектах. Неизбежные банкротства, закрытия нерентабельных предприятий приводит к инфляционным процессам, росту безработицы и социальному расслоению общества.

Следует отметить, что в современном обществе конкуренция часто бывает несовершенной. Это происходит в том случае, когда одна компания или группа производителей получают возможность влиять на экономику, диктуя уровень цен, неправильное ценообразование, необоснованно высокие зарплаты, а также необходимость чрезмерной концентрации средств производства. Так возникают крупные корпорации, адаптирующие экономику под свои запросы. В результате таких процессов и образуются так называемые монополии.

В этом случае конкурентная среда может изменяться в результате сговора производителей, получающих несправедливые преференции.

Монополисты обычно стараются контролировать научно-технические разработки, не допуская внедрения новых технологий, которые могут снизить доходность подконтрольных им производств.

Тайные картельные договоренности позволяют удерживать монополистам высокий уровень цен, а также отрицательно влияют на малые и средние производства, традиционно являющиеся инициаторами внедрения новых технологий.

Кроме того, несовершенная конкуренция нивелирует роль рекламы. В таких условиях реклама превращается в инструмент формирования нужного монополистам мышления. Она побуждает производителей заниматься не эффективным снижением издержек, ростом производительности труда, внедрением оптимальных методов управления и новых технологий, а только лишь проведением рекламных компаний.

Очевидно, что такая реклама не способствует полному удовлетворению потребителей, заставляя их приобретать продукцию только предприятий-монополистов. Это противоречит принципам свободной рыночной экономики и убирает влияние конкуренции.

Условия развития совершенной конкуренции

Совершенная или чистая конкуренция возможна только при соблюдении следующих условий:

  • Равноправный допуск неограниченного числа производителей и покупателей на рынок, в том числе обязательное одновременное присутствие на нём большого числа тождественных товаров и услуг разных компаний;
  • Справедливое формирование цен на товары и услуги каждого производителя;
  • Широкое и честное информирование потребителей о продукции;
  • Постоянное совершенствование производства и внедрение эффективных технологий.

Одним из методов обеспечения совершенной конкуренции являются проведение публичных конкурсных процедур для оптимального отбора продавцов и поставщиков.

Только неукоснительное соблюдение всех перечисленных условий гарантирует устойчивость рынка, честную конкуренцию и полное удовлетворение покупательского спроса.

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest