Конструктивная критика: правила, отличия от деструктивной
Вряд ли найдется человек, которого никто и никогда не критиковал. Практически каждый из нас впервые сталкивается с критикой уже в детстве, когда родителям или учителям не все нравится в нашем поведении. Например, им кажется, что мы не слишком усердны в учебе. Будучи взрослыми, мы слышим конструктивную критику в свой адрес от коллег, друзей, второй половинки. Часто мы даже не задумываемся, почему кому-то непременно надо указать на наши недостатки или ошибки, а просто берем себе на заметку и стараемся исправиться. А иногда критика задевает, обижает, вызывает чувство злости.
В чем же дело? В том, что человек не умеет объективно оценивать себя? Или дело все-таки в критикующем, в отсутствии у него такта и деликатности?
Критика может стать толчком для тех, кто не стремится самосовершенствоваться, развиваться, расти в своей профессии. Но она может и подрезать крылья, подавить стремление к личностному росту. Все дело в подаче, в правильно или неправильно подобранных словах, в отсутствии весомых аргументов со стороны критикующего. Можно научиться различать виды критики и понимать, с какой целью ее высказывают, чтобы заставить взглянуть на себя со стороны или обидеть, возвыситься за счет принижения другого.
Виды критики
Различают два вида критики – конструктивная и деструктивная. Эти понятия прямо противоположны друг другу.
Конструктивная критика объективна и должна пробуждать стремление к переосмыслению своих действий, анализу поступков и исправлению ошибок. Самооценка человека не только не страдает от конструктивной критики, но и повышается: если меня критикуют, значит, заметили, оценили и хотят, чтобы я стал лучше. Если критика звучит в адрес коллективных действий, она улучшает взаимоотношения людей, способствует сплочению.
Деструктивная критика не имеет оснований и высказывается с целью принизить человека, утвердиться за счет другого.
Правила конструктивной критики
Для того, чтобы критика в адрес близкого человека или коллеги достигла своего основного результата, а именно привела к переосмыслению и изменениям в лучшую сторону, нужно высказывать ее, придерживаясь ряда правил:
- Тон разговора уважительный, оскорблениям табу. Вы же не хотите обидеть человека. Некоторые считают, что только резкое высказывание может заставить человека действовать. Однако, результат может быть обратным: у человека опустятся руки, пропадет энтузиазм;
- Замечания должны быть конкретными по каждому недостатку и каждой ошибке. Не стоит обсуждать, к какому негативному результату привели ошибки, нужно их исправлять;
- Критик должен разбираться в вопросе. Если он не обладает компетентностью, как он может определить ошибки другого человека;
- Прежде нужно отметить положительные моменты, а потом уже указывать на недостатки в деле. Особенно важно придерживаться этого правила в отношении ребенка. Во-первых, потому что дети более ранимы, а во-вторых, для них родители и педагоги – непререкаемый авторитет. Чрезмерная критика в адрес ребенка сделает его неуверенным в себе, замкнутым, завистливым;
- Нельзя переходить на личности. Критика должна звучать не в адрес человека, а по поводу его промахов, негативно повлиявших на результат работы. А высказывания по поводу внешности, материального положения или умственных способностей – это деструктивная критика;
- Критикуя, предлагай. Если вам не нравится результат работы, бессмысленно только обсуждать его негативные стороны. Нужно предложить вариант исправления ошибок, вместе составить план и найти рациональное решение.
Конструктивная критика — один из важнейших аспектов общественной жизни. Она дает возможность переосмыслить свои действия и поступки. Но критика достигнет нужного результата только при условии, что человек способен объективно оценить свои недостатки и согласиться с критикующим.
Восприятие критики идет поэтапно:
- Признание критики;
- Поиск рационального решения задачи;
- Работа над ошибками;
- Организационные выводы, которые помогут не повторить ошибок в дальнейшем.
Деструктивная критика имеет только негативную окраску. Человек высказывает только свое недовольство по тому или иному поводу. В народе по этому поводу говорят так: «А баба Яга всегда против!» Человек вовсе не стремится помочь улучшить ситуацию, исправить ошибки. Он критикует только ради критики, но не ради получения нового результата.
Практически всегда деструктивную критику используют для того, чтобы обидеть человека, задеть его самолюбие, принизить его, чтобы возвыситься самому. Суждения критикующего субъективны. Он высказывает свое мнение по поводу того, что не нравится лично ему. И вовсе не обязательно, что это не нравится всем вокруг.
К критике, какой бы она ни была, нужно научиться относиться спокойно. Следует различать конструктивную и деструктивную критику. В первом случае все только для вашей же пользы. Вам озвучивают взгляд со стороны, помогают понять, что получилось, а что нет. Ну а того, кто критикует от собственной вредности, и вовсе нужно пожалеть. Ведь сложно жить и всегда быть вразрез со всем миром.
Добавить комментарий